10 простых советов по адаптации ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детскому саду — как помочь пройти ее ребенку максимально безболезненно и спокойно? Собрали в этой статье основные советы и рекомендации психологов и воспитателей, а также собственный опыт.

Мы не будет в этой статье обсуждать вопрос нужен ли ребенку детский сад. Этот вопрос решает для себя каждая семья, основываясь на своей жизненной ситуации.

  1. Вы должны быть уверены в том, что детский сад важен для ребенка и нужен ему. Дети отлично «считывают» настроение родителей и если уверенности нет у вас и вы нервничаете, то и ребенок будет нервничать, а все ваши разговоры на тему детского сада будут для малыша неубедительны.
  2. Доверяйте своим воспитателям. Помните, что ребенок видит как вы общаетесь с воспитателем и также «считывает» ваше отношение и восприятие человека. Вы должны быть уверены, что с ребенком в саду будет все хорошо. Прецедентов, конечно, много и интернет пестрит разнообразными историями. НО помните, что воспитатели в саду такие же живые люди, как и вы, они такие же мамы как и вы. У них нет цели оставить ребенка голодным, заморозить, довести ребенка до слез и тому подобное.
  3. Многие психологи рекомендуют вместе с ребенком выбрать любимую игрушку, которая будет с малышом в саду. В этой рекомендации есть, на наш взгляд, доля логики, но есть и противоречия. Во-первых, таким образом вы даете индульгенцию ребенку носить свои игрушки в сад, а за их сохранность там никто не отвечает. Никто не будет следить — не поменял ли ваш ребенок свою игрушку на чью-то другую или не подарил ли Пете или Маше. Во-вторых, в саду у деток все игрушки общие и играют с ними дети на равных правах. У игрушки собственной отдельный статус и могут возникнуть конфликты в игре. Мы пошли по другому пути. Пронаблюдав несколько дней за ребенком и обсудив с воспитателем интересы мы выделили ключевые занятия и игры\игрушки, которые нравятся ребенку в саду и при разговорах а посещении сада делали акцент именно на них. У нас это был аквариум с рыбками, с которыми мы завели привычку здороваться утром и игрушечная плита (домой специально не стали покупать). Также специально для сада можно купить красивое платье\туфельки\костюм.
  4. Проводите адаптацию настолько медленно, насколько позволяют вам обстоятельства. Идеальная ситуация — когда посещения сада начинается с ГКП (группы кратковременного пребывания). В ГКП детки играют, принимают участие в развивающих занятиях, гуляют. Все более тонкие моменты, такие как еда, укладывание на сон, которые и дома проходят не идеально, исключены из распорядка. Если ГКП нет и вы сразу ведете ребенка в группу на полный день — не торопитесь. Для начала оставляйте ребенка в саду на несколько часов в день. Забирайте с прогулки или сразу после обеда. Даже если ребенок хочет остаться вместе с остальными детьми на дневной сон — не спешите. Именно во время дневного сна ребенок остается один на один, сам с собой и особенно остро может воспринимать отсутствие рядом мамы. Начинайте оставлять ребенка на дневной сон тогда, когда вы видите и понимаете, что он идет в сад с радостью, ждет походов в сад и получает удовольствие от пребывания там.
  5. Приводя утром ребенка в сад не старайтесь исчезнуть незаметно. Обязательно обнимайте ребенка, говорите ему до свидания, сообщайте когда вы за ним придете (заберу с прогулки, заберу после обеда, приду сразу после сна и т.д.), можете рассказать что будете делать, пока он в саду и что будете делать сразу после садика. Если ребенок плачет или грустит — проговаривайте, что понимаете, что малышу грустно, что вы уходите и вы тоже будете скучать, но зато в группе его ждут детки, которые рады будут с ним поиграть, воспитатели скучали по нему и рады, что он пришел, а еще его ждет не дождется та самая любимая игрушка\игра\занятие. Не торопите ребенка со входом в группу, если он еще не готов зайти и хочет немного пообниматься. Но старайтесь обратить его внимание на то интересное, что уже происходит в группе. Все детки уже собрались и играют, утренняя зарядка уже начинается, все пошли уже мыть ручки к завтраку или уже сидят за столом не хватает только тебя.
  6. Не используйте никакие варианты подкупа. Разрешу посмотреть мультик, принесу вкусную шоколадку, подарю подарок если будешь вести себя хорошо — такие методы со временем начнут работать против вас. Ребенок очень быстро научится вами манипулировать и получать все желаемое через капризы и хорошее поведение за награду.
  7. Дарите положительные эмоции. Адаптация у большинства приходится на осень и это чудесно. Мы по дороге в сад за ребенком срывали с дерева красивый листик и приносили ребенку в подарок. Мы шли, увидели этот листик и подумали, что он тебе очень понравится. И ребенку действительно нравилось. Таким образом встреча после сада подкреплялась положительными эмоциями.
  8. Проговаривайте с ребенком как прошел день. Забирая ребенка из сада (или утром уходя) подглядите в меню — чем сегодня кормят в саду, узнайте у воспитателя как прошел день, чем занимался ребенок, во что играл. По дороге домой и дома обсудите прошедший день. Не задавайте открытых вопросов — как прошел день? Что ты делал? Не плакал ли? Все ли понравилось? Такие вопросы вызывают неприятные воспоминания, особенно если ребенок грустил о вас или плакал. Лучше проговорите приятные моменты. Утром у вас на завтрак была каша Дружба, я любил\ла ее в детстве. Вы с друзьями сегодня сегодня играли в мяч\ходили гулять на улицу\строили вместе куличик — как здорово играть вместе с друзьями. Не говорите абстрактно в саду тааак здорово, малыш не оценит, а оперирую конкретными событиями вы концентрируете внимание ребенка на положительных моментах посещения детского сада
  9. Показывайте ребенку, что посещение детского сада — предмет гордости для вас. Позвоните вместе папе, бабушкам с дедушками, друзьям и расскажите о радостном событии. Вася сегодня был в детском саду, играл там с друзьями и даже кушал кашу! И ребята и воспитатели уже наверное скучают по Васе, завтра обязательно снова пойдем в садик с ними играть. Таким образом вы снова проговариваете положительные моменты и напоминаете о положительных эмоциях.
  10. Проговаривайте с ребенком перед сном или утром, что в саду его ждут и скучают по нему. — Дети в саду рады, когда ты приходишь, они скучают по тебе, им будет грустно играть без тебя. Воспитатели тоже будут грустить и скучать если вдруг ты не придешь и будут волноваться что же с тобой случилось, почему ты не пришел. Так вы показываете ребенку, что его присутствие в саду важно не только для вас, но и для тех, с кем он в саду находится. И дети действительно радуются приходу друг дуга, и воспитатели по утрам радостно приветствуют приходящих детей. Еще очень важная составляющая — у ребенка должны быть все необходимые вещи для детского сада — и одежда, чтобы переодеться, и удобная сменная обувь, и красивая пижамка. В каждом саду воспитатели выдадут вам свой список таких вещей, а вот тут в статье мы собрали список вещей, которые мы используем для детского сада.

Вот, пожалуй, все основные моменты по теме адаптации ребенка в детском саду. Примерно такую инструкцию мы получили от воспитателя в первый день посещения ГКП и старались следовать ей насколько можно точно. Как результат наша мамина и папина дочка, которая в любой ситуации готова с нами обниматься, практически с первого дня ходит в сад с удовольствием, без слез и долгих прощаний в коридоре. На словах все кажется достаточно просто и логично, на деле все оказывается немного сложнее и у каждого ребенка процесс адаптации в детском саду проходит индивидуально и период адаптация ребенка к детскому саду у всех малышей разный. Если вы чувствуете, что процесс идет тяжело или затягивается, ребенку сложно привыкнуть и адаптироваться или его поведение значительно изменилось — старайтесь разобраться в чем причина, пообщайтесь плотнее с воспитателями, с психологом в детском саду или с частным детским психологом. Вместе со специалистом вы сможете найти индивидуальные способы и пути, чтобы помочь адаптации ребенка в детском саду.

Использованы материалы с сайта https://www.babyblog.ru

Текст статьи доступен по ссылке

Оставьте свой комментарий